7 упражнений, чтобы видеть и замечать
Собрала несколько практик, которые опробовала на курсе от МИФа. Они будут полезны, если нужно преодолеть творческий блок или добавить в текст детали, которые сделают его живым. Людям, не работающим с текстами, упражнения тоже подойдут — для развития креативности.
У каждого задания три уровня сложности. Выбирайте, какой понравится. Необязательно начинать с самого простого. Масштаб заметки — на ваше усмотрение. Пишите то, что первым приходит на ум, не фильтруйте и не редактируйте. Так интереснее.
«Винегрет»
Есть несколько слов или словосочетаний, надо составить историю, в которой будут они все.
На первом уровне сложности возьмите три любых слова и сочините с ними историю, на втором — четыре, на последнем — все пять. Вот слова для первой игры:
Игра престолов
Солнце
Любовь к сыру
Кабачок
Индиана Джонс
«Зарисовка о себе»
Уровень 1
Напишите скетч про себя: поставьте дату, представьтесь и опишите, что делаете сейчас: «Меня зовут Оля, сегодня 25 сентября, и я наблюдаю, как рука выводит синие строчки на кремовой бумаге, пока я пишу эту заметку».
Уровень 2
Добавьте описание пространства — того, что вас окружает.
Уровень 3
Добавьте описание своих чувств в моменте и пожелайте себе что-то приятное.
«Поиск сокровищ»
Выберите объект и целый день ищите его повсюду. Это может быть что угодно: голуби, объявления со словом «внимание!», коты, желтые ботинки, геометрические фигуры или драконы.
Уровень 1
Напишите, на чем вы сфокусировались и сколько сокровищ найдено.
Например: «Искала сегодня круги, насчитала десять: едет машина — четыре колеса-круга, окна под самой крышей — три штуки, отпечаток мяча на песке — один, очки Джона Леннона на футболке друга — два круга».
Уровень 2
Напишите, что заметили, пока играли в «Поиск сокровищ» (например, что реже брали в руки телефон или что искали предметы только вне дома, что больше смотрели на людей или что с большим удовольствием выходили на улицу и ощущали азарт).
Уровень 3
Напишите, а что еще хочется добавить в эту заметку?
«День медленного искусства»
Выберите любой предмет, поставьте таймер на 10 минут и начните любоваться им, словно перед вами исключительное произведение искусства, выставленное в музее. Прочувствуйте и представьте: это невероятно редкий предмет, удивительный, миллионы людей мечтают увидеть это, единицы смогли прикоснуться. И вот он перед вами. Представили? Наблюдайте.
Уровень 1
Опишите, какой предмет вы выбрали и сколько смогли продержаться. Все ли 10 минут или что-то отвлекло? Или, быть может, вы рассматривали выбранный вами экспонат полчаса, час?
Уровень 2
Напишите о том, почему выбрали именно этот предмет. Заворожил ли он вас, пока вы рассматривали его? Что вы в нем увидели? Как вы смотрели на него в начале и в конце?
Уровень 3
Если бы автором этого экспоната были вы, то что для вас значит эта работа? Для кого вы ее создавали? Что для вас является важным — сегодня и всегда?
«Ловец цифр»
Ваша задача на день — замечать цифры: на улице, в книге, фильмах, в рабочих документах или объявлениях на улице. Начните с единицы, потом отыщите двойку и... дойдите до чего получится. Обращайте внимание на номера домов и машин, если услышали в чьем-то разговоре число — считается всё. С вами сегодня «играет» весь мир.
Уровень 1
Расскажите, как вы ловили цифры, как прошел ваш «цифровой» день и до какого числа «добрались».
Уровень 2
Добавьте описание того, что вы заметили, пока играли.
Уровень 3
Поразмышляйте о том, чего вам хотелось бы добавить в этот день и почему. Сделали ли вы это?
«Смотри вверх»
Сегодня переходим в другую плоскость. Смотрим вверх.
Уровень 1
Посмотрите вверх и опишите впечатления (к примеру, «посмотрел на окна верхнего этажа на противоположной стороне дороги, поймал себя на ощущении, что мне нравится смотреть в чужие окна»).
Уровень 2
Посмотрите еще выше — и напишите об этом.
Например, когда смотрел еще выше — остановился, потому что невозможно идти, запрокинув голову, и тут я заметил вот что...
Уровень 3
И еще выше! Что вы заметили, почувствовали, о чем подумали?
«Ищем контрасты»
Целый день наблюдаем за контрастами: белая стена и черная тень от дерева на ней, молодой человек идет ссутулившись, будто ему 80 лет, горячий чай и холодная снаружи термокружка, мягкие губы и твердые зубы, громкий голос очень маленького ребенка. Контрасты можно искать везде: в материалах, текстурах, цветах, запахах. Ваша задача — подмечать несовпадения и найти их как можно больше.
Уровень 1
Напишите о том, что искали и что нашли.
Уровень 2
Добавьте описание того, что вы заметили за собой или в окружающем мире, пока играли.
Уровень 3
Что для вас контрасты? Как много их в вашей жизни? Какие из них вам нравятся, а какие нет? Замечаете ли вы их?